Кентерберийский собор
Кентерберийский архиепископ издавна является главой
англиканской церкви, поэтому собор в Кентербери играет роль главного
храма страны. Строители постарались сделать его особенно большим и
красивым.
Популярность Кентерберийского собора связана с известной
историей о Томасе Бекете, лорд-канцлере короля Генриха II. По настоянию
короля Генриха II, Бекет, которого связывала с королем многолетняя
дружба, стал архиепископом Кентерберийским и возглавил англиканскую
церковь. Король рассчитывал тем самым подчинить духовную власть
интересам власти светской, но ошибся: став главой церкви, Бекет твердо
проводил линию на отстаивание ее интересов. Генрих II был чрезвычайно
раздражен этим обстоятельством. Дружба, естественно, кончилась, и король
начал искать способы избавиться от неугодного архиепископа. Говорят,
что Генрих даже молился, прося у Бога избавить его от Бекета. Но это не
помогло, и тогда по тайному приказу короля четыре английских барона
убили Бекета прямо в Кентерберийском соборе: 29 декабря 1170 года убийцы
ворвались в собор и зарубили архиепископа на ступенях алтаря.
Позже король раскаялся в содеянном, и через три года
архиепископ Бекет был канонизирован, причем Генрих II публично покаялся
на могиле архиепископа. А Кентерберийский собор, где находится гробница
Бекета, стал местом регулярных паломничеств, позднее живо изображенных
Джеффри Чосером в знаменитых «Кентерберийских рассказах».
Первоначально мощи архиепископа хранились в крипте собора, а
в 1220 году были перенесены в капеллу Святой Троицы, за которой с тех
пор закрепилось название «Капелла Бекета». Многочисленные паломники,
среди которых было множество знати и лиц королевской крови, приносили к
гробу Бекета щедрые пожертвования. Французский король Людовик VII,
например, пожертвовал драгоценный камень «величиной с куриное яйцо». К
началу XVI века культ Бекета утратил былую популярность и поток
паломников уменьшился, но тем не менее годовые доходы собора оставались
довольно значительными, составляя в среднем 4 тыс. фунтов. Это вызывало
зависть у нищего королевского двора, и в 1538 году английский король
Генрих VIII решил наложить лапу на сокровища Кентерберийского собора. Он
обвинил покойного Томаса Бекета в предательстве и предложил умершему
три с половиной века назад архиепископу... явиться в суд! Так как Бекет,
согласно определению суда, нагло «не соизволил явиться для самозащиты»,
он был признан виновным, и король с легким сердцем приказал ограбить
капеллу Бекета.
Играя роль главного собора страны, Кентерберийский собор
строился и перестраивался на протяжении нескольких столетий — это
позволяли делать многочисленные пожертвования и вклады знатных лиц.
Первоначально на месте собора существовала небольшая церковь,
построенная во времена саксонских королей Англии. Строительство
грандиозного собора в Кентербери началось после норманнского завоевания.
Инициатором строительства выступил епископ Ланфран, духовник короля
Вильгельма Завоевателя, основателя норманнской династии английских
королей. Преемники Ланфрана существенно изменили первоначальный проект,
расширив восточную часть храма. В 1174 году, через четыре года после
убийства Томаса Бекета, этот собор сгорел. Новое здание Кентерберийского
собора было сооружено после пожара 1174 года по проекту французского
архитектора Гийома из Санса и существенно отличается от французских
прототипов. Они обнаруживаются прежде всего в плане: здание имеет два
трансепта, один из которых короче другого. Гийома из Санса сменил зодчий
Уильям Английский, который возвел на месте апсиды старого собора
капеллу Святой Троицы — «Капеллу Бекета». Эта капелла, где установлено
надгробие архиепископа, находится в восточной части собора.
Центральный неф собора строился в 1378—1410-х годах под
руководством мастера Генри Йевеля, который принимал участие в создании
церкви Вестминстерского аббатства. Южная башня была завершена в 1460
году, а северная — только в 1832 году. За время своего долгого
строительства собор отразил все этапы развития готической архитектуры в
Англии. Самая старая часть — восточная, в которой сохраняются романские
черты. Западная часть собора возведена в 1390—1411 годах.
Длина собора — 160 м. Композиция здания очень сложна: оно
состоит из большого числа следующих друг за другом помещений и окружено
пристройками, поэтому собор снаружи не производит цельного впечатления.
Над множеством разновременных построек царит огромная четырехгранная
башня над средокрестием. Еще две башни возвышаются над собором с
западной стороны.
Большое светлое пространство нефа обрамлено с двух сторон
стройными колоннадами. Капители колонн покрыты орнаментом «плетенка»,
являющимся любимым мотивом средневекового искусства. Огромные
стрельчатые окна боковых нефов с ажурным рисунком переплетов — одни из
самых высоких в Англии.
Хор Кентерберийского собора является самым ранним образцом
готики в Англии. К нему примыкает венец капелл, в которых находится
множество реликвий и произведений средневекового искусства. Одним из
наиболее известных и совершенных созданий английской монументальной
живописи является картина «Апостол Павел со змеей» — фрагмент росписи
капеллы Сент-Ансельм. В ней заметны следы византийского влияния. Новым
словом в английском искусстве стали росписи капеллы Сент-Гейбриел,
выполненные около 1130 года. Не утратив специфической английской
утонченности, они приобрели большую энергичность и выразительность. С
востока храм завершает небольшая круглая капелла «Венец Бекета». Она
названа так в честь венца, сброшенного с головы Бекета его убийцами.
Этот венец хранится здесь же, в капелле, как и резное мраморное «кресло
святого Августина», изготовленное в 1205 году. На протяжении многих
столетий на нем происходила церемония посвящения в архиепископы
Кентерберийские.
Витражи XII и XIII веков в капеллах Святой Троицы и «Венец
Бекета» относятся к числу лучших образцов витражного искусства в Англии.
Их многоцветная композиция из сверкающей зелени, синевы, золота и
поразительного по тону рубинового цвета напоминает собой пышный ковер.
Самая древняя часть собора — крипта, построенная около 1100
года. После 1174 года она была расширена и украшена многочисленными
росписями. Здесь находятся гробницы архиепископов Кентерберийских и
многих выдающихся деятелей средневековой Англии. В Кентерберийском
соборе похоронен знаменитый «Черный Принц» Эдуард (ум. в 1376 г.),
выдающийся английский полководец, одержавший ряд крупных побед над
французами в начальный период Столетней войны.
|