Миланский собор
Гигантский собор, возвышающийся в центре старого Милана, относится к
одним из самых парадоксальных сооружений средневековья. Его менее всего
можно назвать готическим. Но, несмотря на это, Миланский собор -
выдающийся, и пожалуй, лучший образец итальянской готики! Миланский
собор часто называют "восьмым чудом света”, и для этого имеются все
основания. Собор в Милане - самое большое в мире сооружение из мрамора.
Его
длина составляет 158 метров, ширина - 58 метров, высота центрального
нефа - 46,8 метра. Общая площадь собоpa составляет 11,3 тысячи
квадратных метров. С высоты собора в хорошую погоду можно видеть вершины
Альпийских гор. В плане Миланский собор повторяет готические постройки
Германии. Но немецкий план сочетается в нем с ломбардским
(североитальянским) фасадом, который поражает обилием мраморных
украшений. Несмотря на свой готический стиль и громадные размеры,
Миланский со-бор отличается от других готических соборов своей
при-земленностью, которую не может скрыть множество украшающих его
башен, башенок и шпилей. В римскую эпоху на месте Миланского собора
находился храм, посвященный Минерве, а в первые христианские времена -
церковь Санта-Мария Маджоре и церковь Санта-Текла. К XVI обе эти церкви
были снесены. Наряду с Кёльнским собором и собором Святого Вита в Праге,
Миланский собор - один из самых знаменитых "долгостроев” Европы. Первый
камень в его основание был заложен, вероятно, в 1386 году (эта дата
считается наиболее достоверной, так как точная дата неизвестна), а
последний - только в 1906 году.
Впрочем, весь задуманный ансамбль реализовать все равно не удалось. По
замыслу первого строителя Миланского собора, зодчего Марко ди Кампионе,
собор должен был быть пя-тинефным и иметь в плане форму латинского
креста. Эта схема в дальнейшем была сохранена, однако за долгие годы
строительства в облике собора нашли свое отражение все архитектурные
стили и направления, бытовавшие в разные времена в Северной Италии.
Впрочем, это не мешает Миланскому собору оставаться удивительно цельным
произведением. На протяжении пятисот пятидесяти лет собор строили и
украшали 180 архитекторов, скульпторов и художников, среди которых были
крупнейшие мастера Италии, включая знаменитого зодчего Антонио Аверлино,
прозванного "Филарете” – "любимец славы”. К строительству собора
"приложили руку” все жители Милана. Рассказывают, что специально
избранные девушки в белых одеяниях, в сопровождении флейтистов и
трубачей, обходи-ли Милан и окрестные селения и собирали пожертвования
на строительство храма. Большие средства на собор пожертвовало знатное
миланское семейство Висконти. Городские ремесленники - булочники,
сапожники, красильщики - выходили работать на строительство собора по
своеобразному "графику”, в строго определенные дни. Даже коллегия
миланских фармацевтов и врачей не гнушалась строить великий храм.
Миланский собор в основном был возведен уже ко второй половине XV века.
На протяжении XVI столетия сооружался купол, который начал возводить
архитектор Джованни Антонио Амадео, умерший в 1522 году. До этого он
пятьдесят лет руководил строительством Миланского собора. В 1560-х годах
архитектор и скульптор Пеллег-рино Тибальди деи Пеллегрини разработал
проект западного фасада собора с пятью порталами. Этот фасад был
закончен только в 1801-1813 годах по проектам Карло Амати и Джузеппе
Цанойя. На протяжении всего XIX века фасады собора заполнялись статуями,
рельефами, декоративными деталями. Еще
недостроенный, собор в конце XIX века уже подвергся ремонту - шутка ли,
пятьсот лет без ремонта... В начале XX века была завершена работа над
главными вратами собора и на этом строительство закончилось. Правда,
собор значительно пострадал от воздушных налетов во время Второй мировой
войны, и после 1945 года его реставрировали. Ныне он снова возвышается
над Миланом во всей своей могучей красе. С разных точек зрения Миланский
собор выглядит по-разному.
Этому во многом способствует чрезвычайная насыщенность фасадов пышным
декоративным убранством в сочетании с громадными размерами храма.
Миланский собор производит огромное впечатление своей несравненной
резьбой по мрамору, многочисленными ажурными деталями, цветными
витражами в проемах стрельчатых окон. Снаружи и внутри собор украшают
более чем три с половиной тысячи мраморных скульптур, среди которых
наиболее известна "Золотая Мадонна”, увенчивающая центральный портал
собора на высоте 108,5 метра. Эта статуя, изготовленная в 1770-х годах
скульптором Ж. Перего, считается покровительницей Милана и символом
города. Ее изображение можно встретить в Милане практически повсеместно.
Среди других скульптур Миланского собора совершенно необычным выглядит
статуя великого князя Киевского Владимира Мономаха. Внутри собор огромен
и торжественен. Величественные своды опираются на могучие колонны,
теряющиеся в таинственном полумраке, создаваемом многочисленными
цветными витражами. В праздничные дни собор, заполненный народом, все
равно не выглядит тесным - кажется, что он безразмерен. К Миланскому
собору, наверное, более всего подходит определение "великий”. Впрочем,
он велик не только размерами и обликом, но и всей своей многовековой
историей, и своей ролью в жизни Милана в разные эпохи, и своим
неслыханным по щедрости убранством, напоминающим целый музей мраморной
скульптуры. Не зря же даже в Италии, чрезвычайно богатой памятниками
культуры и искусства мирового значения, Миланский собор называют
"восьмым чудом света”.
|